Рубрики

Архивы

Свежие комментарии

    Мифы и реалии введения курса ОРКСЭ

    ОРКСЭ для родителей Мифы и реалии введения курса ОРКСЭ rod_sob_orkseе_18_01_2013 

     

    Мифы и реалии введения курса ОРКСЭ

    План:

    — О курсе

    — Нормативная база

    — Апробация курса

    — Планируемые результаты изучения курса

    — Выбор модулей в районе

    — Подготовка учителей

    — Анкетирование учителей по вопросу возникновения возможных трудностей

     

    С 1 сентября 2012 года в 4-х классах всех образовательных учреждений Российской Федерации, в Омском районе в том числе, введен комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее-ОРКСЭ).

    Процесс внедрения ОРКСЭ в учебный процесс вызывает немалый интерес в обществе. Родители, учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества. В то же время, нельзя не замечать факты тревожного отношения общества к введению курса.

    Эти факты обусловлены рядом причин:

    — предельно сжатыми сроками введения курса,

    — недостаточной информированностью граждан об особенностях его проведения.

    И как результат, по отношению к ОРКСЭ в общественном мнении возник ряд устойчивых негативных стереотипов, или  мифов.

    Сегодня попытаемся разобраться в реалиях (что представляет собой курс) и развеять мифы, связанные с ОРКСЭ.

    Миф 1 – в школу придут священнослужители. Если бы это произошло на самом деле, то было бы прямым нарушением статьи 14 Конституции РФ, в которой говорится о том, что религиозные объединения отделены от государства.. В государственных и муниципальных общеобразовательных школах в качестве учителей могут работать лица, имеющие специальное педагогическое образование и профессионально, на постоянной основе занимающиеся обучением и воспитанием школьников.

    В своем вступительном слове на совещании по вопросам преподавания в школах ОРКСЭ в июле 2009 г., Президент России Д.А. Медведев подчеркнул, что преподавать предмет «Основы религиозных культур и светской этики» будут светские педагоги.

    Более того, реалии таковы, что все педагоги (45) прошли дополнительное обучение по программе «Методика обучения ОРКСЭ» и имеют удостоверение государственного образца.

    Краткое обобщение

    опроса учителей, преподающих ОРКСЭ (сентябрь 2012)

     

    • Все учителя не испытывают трудностей.
    • Оценка будет производиться с помощью звездных листов, дневников самонаблюдений, листов индивидуальных достижений, бинарной системы (зачет/незачет), книги отзывов родителей и гостей, портфолио обучающихся, систему символов (звездочки, солнышки, смайлики и др.); оценивание работы коллектива в целом — «Наша классная погода».

     

    Миф 2 – новый предмет будет иметь вероучительный, миссионерский характер.

    Структура курса.  Учебный курс ОРКСЭ включает в себя  6 модулей:

    — Основы православной культуры;

    — Основы исламской культуры;

    — Основы буддийской культуры;

    — Основы иудейской культуры;

    — Основы мировых религиозных культур;

    — Основы светской этики.

     

    Обучающимся изучается  только один из 6  модулей с его согласия и  по выбору его родителей (законных представителей).

     

    Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.

     

    Все модули ОРКСЭ преподают те учителя, которые уже работают в школе и которые хорошо знакомы Вам как родителям – это учителя начальных классов, литературы, истории и обществознания. Сложно представить, что они вдруг начнут обращать своих учеников в ту или иную религию. Тем не менее, если это вдруг будет иметь место, родители могут обратиться к руководству школы, в Комитет с предложением о замене учителя.

    Содержание всех модулей не ориентировано на решение каких-либо миссионерских задач. Оно не вероучительно, а представляет собой знание об исторических и культурологических основах определенной религии как национальной духовной традиции. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним, готовности к межкультурному и межконфессиональному диалогу.

    Целью комплексного курса является формирование у обучающегося (младшего подростка) мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

    Основными задачами комплексного курса являются:

    — знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);

    — развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;

    — обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

    — развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

     

    Светский характер комплексного курса и в целом образовательного процесса в школе не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото/видео/аудио формате.

    Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в современных условиях уникален. Впервые за последние десятилетия российских школьников начнут систематически знакомить с историческими и культурологическими основами традиционных религий, составляющих фундамент тысячелетней культуры нашей страны, с национальными духовными и этическими традициями.

    Школьники вместе с учителями и родителями будут размышлять над важнейшими вопросами жизни: Что такое человек? В чем смысл жизни? Почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми? Почему нравственная личность созидает и живет, а безнравственная разрушает и умирает? Школьные учителя последовательно, глубоко, профессионально будут говорить с детьми о морали, нравственности, духовности, об их значении в жизни человека, семьи и общества, о душе, совести, обязанностях человека, раскрывать перед ними жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей. Что это такое – нравственные заповеди и моральные нормы? И почему они необходимы детям?

    Выбор веры – это частное дело гражданина, он может происходить только за пределами государственных и муниципальных школ.

    Реалии выбора в Омском районе:

    — Основы православной культуры — 9 % обучающихся;

    — Основы мировых религиозных культур — 11 %;;

    — Основы светской этики- 80 %.

    В 4 –х школах выбор родителей определил необходимость преподавания 2 модулей, а в 1-й школе по заявлениям родителей преподается 3 модуля.

     

    Миф 3 – учеников одного класса поделят на группы, что приведет к конфликтам между ними.

    Тот факт, что учащиеся одного класса и их родители смогут выбирать для изучения один из модулей предмета ОРКСЭ, не означает, что предусматривается разделение школьников по конфессиональным, мировоззренческим основаниям. Модульное построение нового учебного предмета реализует неотъемлемое право гражданина демократического государства на свободный выбор и отражает особенность России как страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. В каждой семье свои традиции, мировоззренческие или религиозные предпочтения. Школа обязана их учитывать. Но формальное разделение учащихся на группы не будет приводить к их духовному размежеванию. Для такого утверждения есть основания.

    Во-первых, предмет имеет не вероучительный, а культурологический характер, а культура у нас одна – культура многонационального народа России.

    Во-вторых, содержание всех модулей группируется вокруг трех базовых национальных ценностей – 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового предмета.

    В-третьих, новый предмет организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определенный модуль, получат общие представления и о содержании других модулей. Более того, часть тем изучаются  вместе, например, «Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества», «Духовные традиции многонационального народа России», а часть — как сквозные, т.е. во всех модулях: «Добро и зло», «Отношение к природе», «Милосердие и сострадание», «Семья», «Любовь к человеку и ценность жизни».

    В рамках курса предусматривается подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала (до 5). Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание других модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Завершением изучения может стать семейный праздник «Диалог культур».

    Целесообразно приглашать родителей, участников местного сообщества на завершающие открытые мероприятия, презентацию проектов, уроки-инсценировки, уроки-праздники и т.п., а также наладить системное тесное сотрудничество с родителями школьников на протяжении всего изучения курса.

    Реалии апробации курса в 21 регионе в 2010- 2011 учебном году:

    1. Итоги апробации подведены в ходе Всероссийского семинара – совещания в ноябре 2011 г.

    Среди эффектов отмечаются:

    — Формирование этического самосознания младших школьников

    — Содействие улучшению взаимоотношений  детей и родителей

    — Повышение интереса к истории и культуре  страны, своей родословной, семейным  традициям

    Решение: введение с 2012 года курса ОРКСЭ во всех субъектах РФ.

    1. По результатам анкетирования учителей ОРКСЭ аспекты, так называемые потенциальные «провокаторы» конфликтов, не выявлены.

     

    Миф 4 – эксперимент закончится также внезапно, как и начался. Неверно думать, что решение о введении ОРКСЭ было принято спонтанно, без достаточных на то оснований. Мысль об исключительной важности нравственной, духовной консолидации общества, о национальных духовных традициях как ключевом факторе модернизации страны, необходимости морального оздоровления общества глубоко и последовательно проведена в документах, начиная с 2007 года (Посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 2007, 2008 и 2009 годов, в других государственных документах). В конце 2007 года была принята новая редакция Закона «Об образовании», в котором установлено, что деятельность общеобразовательных школ должна быть направлена в первую очередь на духовно нравственное развитие и воспитание обучающихся. В 2009 году был принят новый стандарт общего образования, в котором данное требование Закона реализовано в полной мере. Введение в учебный процесс школ предмета «Основы религиозных культур и светской этики» — еще один шаг на пути последовательного осуществления новой государственной образовательной политики, основанной на нравственных ценностях, отечественных духовных традициях, направленной на воспитание высоконравственного, ответственного и компетентного гражданина России.

    В целом необходимо отметить, назначение нового предмета —  помочь ребенку в решении его личностных, возрастных, образовательных проблем, создать условия для его духовно-нравственного развития.

    Реалии введения

    Нормативно – правовая база введения ОРКСЭ

    Нормативно – правовой основой разработки и введения  в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного  учебного курса ОРКСЭ является:

    • поручение Президента  РФ от 2 августа 2009 г. Пр-2009;

    (В августе 2009 г. по итогам встречи с лидерами религиозных организаций Президент Российской Федерации дал поручение о введении в 2010 году в ряде регионов апробации учебного курса, знакомящего школьников с культурой религий и основами светской этики.)

    • Распоряжение Председателя Правительства РФ от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632);
    • план мероприятий, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 года № 1578-р по поэтапном введении ОРКСЭ;
    • методические рекомендации Минобрнауки РФ от 8 июля 2011 № МД-883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ»;
    • информационное письмо Минобрнауки РФ от 24 октября 2011 № МД-1427/03 органам исполнительной власти субъектов РФ, в котором даны  рекомендации по обеспечению свободного и компетентного выбора родителями модуля курса ОРКСЭ;
    • Приказ Минобрнауки от 31 января 2012 № 69 об утверждении стандарта начального общего образования по ОРКСЭ;
    • Приказ Минобрнауки от 01 февраля 2012 о введении в учебный план 4-х классов ОРКСЭ (34 часа).

     

    Для методического обеспечения процесса введения выпущены учебные пособия по всем модулям.

    Трудно поверить, что один школьный предмет, изучаемый в IV классе способен оздоровить нравственную атмосферу российского общества. Если мы хотим немедленного результата, ждем чуда от маленького учебного курса, то не избежим разочарования и разуверимся в собственных силах.

    Что бы Вы посоветовали хозяину, у которого есть одно зерно пшеницы, а его семья питается скудно? Всего одно зернышко — ни семью накормить, ни самому насытиться. Что же, выбросить его как бесполезное? Добрый хозяин посадит зерно в землю и будет ухаживать за растением. В следующем году у него будет уже тридцать зерен, через год девятьсот, еще через год он засеет зерном все поле и получит обильный урожай.

    Решение о введении предмета ОРКСЭ продиктовано потребностью усилить нравственное воспитание детей в школах. В то же время, новый предмет может иметь большое педагогическое значение и для семейного воспитания.

    Родители могут выбрать тот модуль, который согласуется с семейными традициями, мировоззрением, нравственными установками. Это позволяет использовать содержание избранного модуля для того, чтобы расширить, обогатить содержание семейного воспитания, усилить аргументацию в обосновании необходимости выбора детьми нравственных форм поведения, широко использовать значимые для ребенка примеры духовного подвига, морального поступка, семейного и общественного служения.

    Содержание предмета ОРКСЭ имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Новый учебный предмет рассчитан именно на такое педагогическое партнерство учителей и родителей.

    Осталось...
    Ноябрь 2017
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Сен    
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930