Рубрики

Архивы

Свежие комментарии

    ФГОС 5 класс 2014-2015учебный год

     Справка по результатам диагностики адаптации пятиклассников к средней школе

    2014 – 2015 учебный год

         Цель: изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации

       Социальный паспорт класса:

    В 5 в классе обучается 21 человек, из которых 7 мальчиков и 14 девочек. Возрастной состав класса примерно одинаков.

    Итого: 10 лет – 3 чел., 11 лет – 16чел., 12 лет – 2 чел.

    Из 21 семьи – 12 полных семей,

    4- неполных семьи (Василькова В, Вострикова К, Лузина М, Соловьева О.),

    4 –воспитываются матерью, находящейся в разводе,

    2 –воспитываются опекунами (Сиюткина А, Ромей Д)

    Состав семьи:

    1ребенок- 10 семей,

    2 ребенка- 8 семей,

    3 ребенка-3

    Образование родителей:

    — среднее специальное-8человек;

    — среднее профессиональное -6 человек;

    — высшее-7 человек;

    — неработающих родителей- нет;

    — две мамы находятся в отпуске по уходу за ребенком.

    Все занимают рабочие должности.

    Все семьи проживают в благоустроенных квартирах(13 человек), либо в собственном доме(8человек)

    По материальному положению 3 семьи имеют достаток выше прожиточного минимума, остальные семьи имеют прожиточный минимум и чуть выше.

    Дети с ослабленным здоровьем – 2 (Соловьева О, Свириденко А.)

    Презентация: Социальный паспорт 5 класс 2014-2015

    В период адаптации мною были проведены следующие методики :

    «Групповая сплоченность» методика Сишора.

    При проведении диагностики присутствовало 16 человек.

    1.Как бы вы оценили свою принадлежность к классу?

    Чувствуют себя членом коллектива-11 человек,

    Не чувствую себя членом коллектива – 1 человек,

    Затрудняюсь ответить – 4человека.

    2.Перешли бы вы в другой класс, если предоставилась такая возможность(без изменения прочих условий)

    Очень хотел бы остаться в своем классе – 10человек,

    Скорее всего, остался бы в своем классе – 3 человека,

    Не вижу никакой разницы- 2 человека,

    Да, очень хотел бы перейти – 1 человек.

    3.Каковы взаимоотношения между членами вашего класса?

    Лучше, чем в большинстве коллективов – 7 человек,

    Примерно такие же, как в большинстве коллективов – 6 человек,

    Не знаю, трудно сказать – 2 человека,

    Хуже, чем в большинстве коллективов – 1 человек.

    4.Какие у вас взаимоотношения с классным руководителем?

    Лучше, чем в большинстве коллективов – 8 человек,

    Примерно такие же, как в большинстве коллективов – 4 человека,

    Не знаю, трудно сказать – 2 человека,

    5.Каково отношение к делу (учебе) в вашем классе?

    Лучше, чем в большинстве коллективов – 4 человека,

    Примерно такие же, как в большинстве коллективов – 8 человек,

    Не знаю, трудно сказать – 3 человека,

    Хуже, чем в большинстве коллективов – 1 человек

    Выводы:

    По данным результатам видно, что

    высокий уровень сплоченности коллектива показали-8человек,

    уровень выше среднего-4 человека,

    средний уровень сплоченности-4человека.

    Таким образом, результаты диагностики позволяют утверждать, что обучающиеся 5 класса оценивают свой класс (коллектив) как довольно сплоченный коллектив. Это означает, что в коллективе присутствует благоприятная дружественная атмосфера, нацеленная на взаимопомощь и взаимоподдержку. Необходимо обратить внимание на Свириденко А.- его вроде не отвергают, но он сам не хочет общаться с ребятами. В некоторых исследованиях он не принимал участия.

    Упражнение «Автопортрет»

    Предлагается нарисовать свой портрет, но не совсем обычный.

    После того, как нарисованы портреты, каждый представляет свой по кругу. Упражнение помогает узнать вкусы и интересы друг друга.

     

    — вместо глаз мы рисуем то, на что любим смотреть (цветы, компьютер, планшет, телефон);

    —вместо носа то, что любим нюхать (цветы, духи);

    —на месте губ, то что мы любим есть(мороженое, конфеты, курица);

    —на месте ушей то, что любим слушать(все музыку, Киршова Маша- комплементы);

    —на голове вместо прически изобразите ваши мысли, которые к вам чаще приходят (звонок, скорее домой, сесть за компьютер).

    Выводы: по результатам данной диагностики можно сказать, что все ребята захвачены компьютерами, телефонами, планшетами. Они живут в виртуальном мире, вся жизнь сводится к компьютеру, но следует отметить, что любят ароматы цветов и духов, а не каких-либо веществ.

    Игра со словом «План»

    На каждую букву подобрать слова, которые помогают нам понять, что такое план. Вот какие слова подобрали ребята:

    П-планирование, подумать ,подготовка, порядок действий;

    Л-люди, логика, литература;

    А-ассоциация, абстракция, активность, анализ, аргумент;

    Н-норма, нумерация, настойчивость, новые идеи, начало работы.

    Следующее задание было таким, нужно было составить план на день. При выполнении этого задания возникли затруднения –не было четких конкретных действий.

    «С проблемами играем»

    Подумай и раскрась красным карандашом кружки рядом с теми проблемами и трудностями, которые бывают у тебя. Если красных кружков более трех, стоит задуматься о том, как организовать свой день так, чтобы все успевать.

    — почерк стал хуже-9

    — буквы бывают неровными и кривыми-9

    — трудно учить уроки-3

    —много ошибок и исправлений-9

    — долго собираюсь делать уроки-2

    — быстро отвлекаюсь-6

    — трудно выучить стихотворение-6

    — трудно решить задачу-5

    — трудно запомнить условие задачи-1

    — быстро устаю-8

    — мне бывает трудно усидеть на одном месте-5

    Выводы: у 50% ребят красных кругов получилось больше трех. Значит, этим ребятам нужно помочь научиться правильно планировать и организовывать свою работу и досуг.

     

    Общие выводы и рекомендации:
    1.Не перегружать учащихся.
    2.Формировать положительную учебную мотивацию и интерес к учебе
    3. Проводить занятия с учетом того, что в классе есть дети с повышенной тревожностью (сохранять спокойную доброжелательную обстановку, использовав методы поддержки и стимулирования учащихся).

     

     

    Социальный педагог                     Е.А.Фадеева

     

    Формирование и поддержка учебной мотивации детей

    «Современные дети не хотят учиться». Эта фраза стала не просто расхожей, она превратилась в нечто вроде присказки. Или глобального объяснительного принципа неудач взрослых в трудном деле обучения подрастающего поколения. Определенная доля правды в этом утверждении есть, но какое-то оно неполное, чего-то в нем явно не хватает… Взрослых в нем и не хватает — их доли ответственности.
    Помните знаменитую формулу революционной ситуации по В.И. Ленину? «Низы не хотят, а верхи не могут…» Пожалуй, при небольшой косметической поправке она вполне годится для характеристики сегодняшнего положения в образовании: «Дети не хотят, а взрослые не могут учить их по-старому».
    И что же делать? Логика подсказывает два возможных пути изменения ситуации.

    Путь первыйзаставить детей хотеть, тогда и взрослые смогут их учить. Путь второй — научиться учить по-другому, так, чтобы дети научились хотеть учиться. Оба пути возможны. «Заставить хотеть» трудно, неприятно обеим сторонам, но в принципе возможно. Метод «кнута и пряника», социальное давление, поддержка мощного социального «надо» в сознании ученика — все это методы старые, проверенные, в том числе в российской педагогике. На этом пути главное — неусыпный и постоянный контроль. Как только он ослабеет, хотение вновь исчезнет.

    Второй путь интереснее и приятнее, он предполагает опору на внутренние стимулы к учебе, но имеет и свои недостатки: его реализация невозможна без существенного изменения педагогических средств, используемых для создания и поддержания учебной мотивации. Здесь нужны таких педагогические средства, с помощью которых можно создавать внутреннюю мотивацию, обучать детей непростому искусству хотения учиться.

    В последние годы в массовом психолого-педагогическом сознании происходит постепенное искажение самого понятия «учебная мотивация». В портрете идеального, «замотивированного» ученика начинают все отчетливее проступать мрачные черты долженствования: это ребенок, понимающий смысл учебы для себя, осознающий, зачем и почему он должен учиться, умеющий сознательно ставить учебные цели и т.д. Осознанная учебная мотивация — это замечательно, но не на всех этапах обучения возможная и не для всех детей подходящая. Для многих детей характерна не осознанная учебная мотивация, а желание учиться, установка на учебу, и это не менее ценно.

     

    ТАК ГДЕ ЖЕ ИСТОКИ УЧЕБНОЙ

    МОТИВАЦИИ?

    На какие «кнопочки» можно нажимать, к каким внутренним источникам активности ребенка подключаться, для того чтобы побуждать его к учебному труду?
    Ниже представлен перечень таких источников, не претендующий на безусловную полноту, но тем не менее весьма объемный.

    • Интерес к информации (познавательная потребность).
    • Интерес к способу действия.
    • Интерес к людям, организующим процесс или участвующим в нем.
    • Потребность в самовыражении и (или) самопрезентации.
    • Потребность в самопознании и (или) самовоспитании.
    • Актуализация творческой позиции.
    • Осознание значимости происходящего для себя и других.
    • Потребность в социальном признании.
    • Избегание наказания (физического или морального).
    • Получение материальных выгод и преимуществ.

    Внутренних психологических источников учебной мотивации существует очень много, и если все их грамотно задействовать, проблем может стать значительно меньше.

    РЕКОМЕНДАЦИИ

    1.Поддерживать и формировать интерес к информации

    «Ужасно интересно все то, что неизвестно» — такова психологическая природа этого источника учебной мотивации. Роль взрослых – поощрять этот Интерес. Большинство детей приходит в школу «почемучками», с огромным желанием узнать, понять, заглянуть туда, куда нет пути прямому человеческому взгляду. Конечно, в разные возрастные периоды содержание познавательных интересов различно. Младших школьников волнует вопрос, как все вокруг устроено, младших подростков — эта же тема, а еще то, что все работает, собирается и разбирается. Подростков постарше — как устроены они сами, старшеклассников — как устроен мир и то, что находится за пределами человеческого понимания. И конечно, во всех возрастах притягательны тайны, загадки, интриги, которые взрослые целенаправленно могут использовать в своей работе.

     

    1. Поддерживать и стимулировать интерес к способу действия

    Нормальная и очень ценная человеческая потребность — понять, как что-то делается, и сделать это еще лучше. Дойти до эффективного способа решения задачи самому — это удовольствие. Удовольствие исследователя, первооткрывателя, творца. Передавая готовые способы действия и «натаскивая» учеников на их автоматическое стопроцентное воспроизводство, мы лишаем их истинно человеческого наслаждения. А значит, взрослым необходимо развивать самостоятельность мышление детей.

     

    1. Использовать детский интерес к людям, организующим процесс обучения

    В любом деле кого-то интересует сам процесс, кого-то результат, а кого-то — возможность общения, построения отношений. Возможность общаться в ходе учебного процесса для многих школьников — огромный стимул. Естественно, что общение в этом случае должно быть встроено в учебный процесс, надо не мешать ему, а, наоборот, продвигать, обеспечивать. Другой аспект — это общение с педагогом. Если учение построено таким образом, что у ребенка есть возможность выстраивать ценные для него отношения с педагогом, для целой группы учеников это может быть стимулом.

     

    4.Создавать условия для реализации потребности в самовыражении и самопрезентации

    Если человеку присуща такая черта, как демонстративность, — ее не спрячешь и в мешок не зашьешь. Она рвется наружу, и это нормально. Не нормально, когда демонстративные дети лишены возможности проявлять эту свою особенность «законным» путем, а вынуждены устраивать представления, кривляться, нарушать ход урока, в общем — выступать в роли шутов и хулиганов. Но не только демонстративным детям нужны учебные ситуации, позволяющие презентировать себя, свои таланты и возможности. Они нужны всем, а следовательно — стимулируют к учебе.

     

    1. Помогать детям удовлетворить потребность в самопознании и самовоспитании

    Она актуализируется у большинства учащихся в подростковый период. Отсюда — огромный интерес к психологическим тестам, урокам психологии: там ведь идет разговор о них самих. Между тем современные курсы литературы, истории, биологии и многих других школьных дисциплин могут быть поданы таким образом, чтобы опираться на эту потребность и тем самым повышать интерес учеников к предмету. Ресурс для актуализации потребности в самовоспитании — это разнообразные ситуации преодоления, которые необходимо создавать для школьников в учебном процессе.

     

    1. Актуализировать творческую позицию детей

    С этой целью необходимо использовать ситуации, предполагающие проявление нестандартности, творческости, создания абсолютно нового продукта (пусть даже чисто учебного по своей сути). Данный способ повышения интереса к учебе один из самых оптимальных.

    1. Создавать условия для осознания значимости происходящего для себя и для других

    Взрослым необходимо стимулировать ту самую «осознанную» учебную мотивацию: «Я учусь потому, что мне это надо». Осознанная мотивация — удел старшеклассников. До нее нужно дорасти. И очень хорошо, если она подкрепляется еще каким-нибудь эмоциональным интересом. Иначе учеба становится продуктивным, но очень энергозатратным процессом для ребенка: постоянно нужно объяснять себе значимость совершаемых усилий на рациональном уровне.

    1. Создавать ситуацию успеха и социального признания

    Эту естественную потребность для детей, которые готовы хорошо и усердно учиться для того, чтобы их любили, уважали значимые взрослые, так же следует целенаправленно использовать. Этот источник учебной активности мощно используется в сегодняшней педагогической практике и родителями и учителями.

     

    1. Использование мотивов избегание наказания, получение материальных выгод и преимуществ

    Весьма распространенный и часто действенный способ стимуляции активности. Более того, для многих школьников младшего и среднего школьного возраста практически незаменимый: если внутренние источники познавательной активности слабы, желание проявить себя и заявить о себе не развито, без них трудно обойтись. Но нужно понимать, что такого рода гедонистические стимулы исчерпаемы и для своей подпитки требуют постоянного увеличения «габаритов» как наказания, так и поощрения. Если они — единственный источник активности, вряд ли мы можем ожидать от ребенка хороших учебных результатов.
    Научиться грамотно сочетать все возможные способы побуждения ребенка к учебной активности, вовремя переходить от одного способа к другому, подбирая к каждому отдельному человеку его личную, индивидуальную «кнопочку» — это хороший шанс поддержания учебной мотивации.

     

    Как помочь ребенку преодолеть тревожность (для педагогов)

    Периоды адаптации к новым условиям и активного формирования личности (подростковый и юношеский возраст) нередко характеризуются наличием высокого уровня тревожности. Следствием этого является повышенная раздражительность, состояние ярко выраженного отрицательного отношения к. окружающему, тенденция к аффектным вспышкам.

    Фактор повышенной тревожности свидетельствует о наличии стрессового состояния у человека. Об этом должны знать педагоги и все делать, чтобы помочь детям снять тревожное состояние, так как от этого зависит адаптация ребенка к социальной среде, желание снимать это состояние любым путем, вплоть до асоциальной разрядки. Доминирование тревоги в структуре характера делает ребенка слишком эмоциональным, иногда «взрывоопасным», а отношения между ним и окружающими людьми – более напряженными и накаленными, субъективными. Это в свою очередь мешает рабочей обстановке, создает неблагоприятный психологический климат.

     

    Что нужно делать педагогу, чтобы предотвратить это превращение временного состояния тревожности в стабильное, которое снижает адаптационные способности, формирует заниженную самооценку, создает чувство неуверенности, отрицательно влияет на конечный результат деятельности и снижает резервы психического и физического здоровья?

    Такое превращение можно приостановить, используя учение Э. Фрейда о защитных механизмах.

    Одним из важных механизмов, по Фрейду, является механизм рационализации, т.е. рациональное обоснование случившегося, глубокий психологический анализ, умение в собственных глазах преувеличивать или преуменьшать силу падающего на вас раздражителя. Ведь не секрет, что иногда мы на слабый раздражитель реагируем так, как будто нас убивают. Поэтому научить себя этой адекватности — большая воспитательная задача. Другой механизм — проекция — умение переключать себя, свое внимание на другой раздражитель, тем самым ослабить действие первого. Сосредоточенность ребенка на своей биологии можно отвлечь занятиями спортом, туризмом, увлечением — техникой и т.д.

     

     

    Осталось...
    Октябрь 2017
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Сен    
     1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031